Полезная информация
Главная » Статьи » Мои статьи |
Текие дервишей Есть в Евпатории интересный архитектурный комплекс - Текие дервишей. Расположен он в начале улицы Интернациональной. Со стороны улицы его скрывает отреставрированный фасад двухэтажной кофейни 19 века. Само Текие, или Ханака (обитель) - здание 15 - 16 века. Напоминает по характеру постройки (основной зал и лепящиеся к нему кельи) медресе Зинджирли в Бахчисарае. Текие - шестигранник с купольной крышей, высотой 20 метров, толщина стен - 1 метр, 19 комнат - келий расположены вокруг центрального зала. Сферические паруса купола - элемент османской архитектуры, перенятый турками у византийцев. Говорят, что Текие - единственный, хорошо сохранившийся мусульманский монастырь в Крыму. Рядом с Текие - мечеть Шукурлаэфенди с 1 минаретом, о котором, кстати, одним евпаторийским поэтом написаны такие строки: "Забирался минарет Текие, головою уходили в небеса. И сидели дервиши во дворе, им показывал Аллах чудеса…". О суфийских монахах (дервишах) в средние века ходило много легенд. Главным смыслом жизни этих людей был поиск мистического единения с Богом, путь Любви к Богу (Тарикат), личный опыт общения со Всевышним. "В воскресенье вечером и в четверг, когда дервиши кружиться начнут, в том собраньи Свет достигнет небес. Ради Бога, с Богом, в Боге живут". Суфизм (на арабском "тасаввуф" - буквально "одетый в шерсть", от арабского "суф" - грубая шерстянная ткань и одежда из нее – отличительный знак аскета) религиозно-философское учение, сложившееся в рамках ислама. Это учение оказало огромное влияние на всю восточную культуру (поэзию, архитектуру, живопись и т.д.), т.к. в основе суфийского опыта – слияние со Всевышним в интуитивных экстатических озарениях. Члены суфийских орденов на своих собраниях устраивали радения с песнопениями и плясками, во время которых впадали в мистический экстаз. Эта практика получила очень широкое распространение от Гибралтара до Ганга. Дервиши странствовали из города в город, лечили, распространяли чудодейственные амулеты, но главное – учили мудрости, давали духовные советы всем, кто обращался за помощью, искореняя суеверия и заблуждения в народе. Во главе суфийской общины всегда стоял шейх, человек необычайной святости, имевший личный опыт Сэма – единения с Возлюбленным Богом. Шейх руководил жизнью братства и способствовал духовному просветлению членов ордена. "Чтобы ты от трудных дел не спешил, к нищите духовной (факр) был склонен. Иглой преданности рубище сшил. Помня Бога (зэкр), самоотречен". Суфии живут по принципу: "В миру, но не от мира сего". Они выполняют предписанные законы и правила общества, стараются как можно лучше сделать свою мирскую работу, но личность свою они при этом сохраняют в полной независимости, посвящая ее Богу. Суфиям не свойственны честолюбие, алчность, интеллектуальная спесь, желание выделиться внешним, а также у них отсутствует слепая вера и рабское повиновение. "На базаре одинок ты в толпе – стало внешним поведенье внутри. Безмятежный, о любви всюду пел, от себя идешь ты к Богу, смотри! От религий уходи и себя, Бог – отчизна у влюбленных всегда. К океану лишь ведут следы ног, Дальше – и не остается следа". "Быть суфи – означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире", - сказал знаменитый багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли. А поэт Руми сказал: "Прежде чем в этом мире появился сад, виноградная лоза и виноград, наши души уже были пьяны от вина бессмертия". Ал-Худжвири писал: "Иная Вселенная скрыта за завесой людской суеты, она даст необходимые в наше время спокойствие и уверенность, и ты начнешь распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего, ты будешь учиться понимать их логику, которая отличается от человеческой. Есть путеводная звезда на Пути к Истине и имя ей – Любовь". Великие суфийские учителя прошлого – поэты Руми, Саади, Хайям, Аттар, Хафиз, Ансари, Джами оставили свои знаки на этом Пути. Помните у русского поэта Сергея Есенина: "В Хоросане есть такие двери, где осыпан розами порог, Там живет задумчивая пери, но открыть те двери я не мог". Кстати, именно суфизм дал толчок европейским христианским рыцарским орденам, традиции трубадуров, прославлению прекрасной Дамы, рыцарского служения образу Возлюбленной. Священные цвета в суфизме – золотой и голубой. Существовали такие основные разновидности этого учения как: орден мевлеви ("крутящиеся дервиши"), рифаи ("воюющие"), каландари ("бритые»), чисити ("музыканты"), накшбанди ("молчальники"). Не малое место в суфизме занимают и женщины-дервиши: например великая поэтесса Рабийя (Софьян Тхаври), Омм Хайян Салмия, Амина Рамлия, Ом Али (Фатима) и другие. Комплекс Текие, сохранившийся в нашем городе – место святое, требующее бережного к себе отношения, заботы государства, возраждающаяся духовная традиция Востока и Запада. Караимские кенасы Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. Исторической родиной крымских караимов является Крым, где в VIII – X в.в. происходило формирование этноса. Караимы являются потомками тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Наиболее древние места проживания караимов – Феодосия, Солхат, крепость Кырк-Ер, Мангуб-Кале, Бахчисарай. В XIII в. Князь Даниил Галицкий вывез часть караимов в Галицию. В городе Галиче, Ивано-Франковской области, до сих пор сохранилась немногочисленная община караимов. В конце XIV в. Великий Литовский князь Витовт вывез из Крыма в Литву около 400 семей крымских караимов. В основном это были семьи воинов. Крымские караимы составили гвардию Витовта, охраняли его резиденцию в г. Тракае. Совместно с крымскими татарами принимали участие в Грюнвальдской битве. Впоследствии часть караимов переселилась в Польшу. До присоединения Крыма к России духовным и административным центром караимов в Крыму был город-крепость Кырк-Ер (Джуфт-Кале). Здесь проживали духовный глава караимов, князья, сановники, состоявшие на службе крымских ханов и военоначальники. Гарнизон крепости состоял из караимов, которые были беззаветно преданы ханам. В Кырк-Ере находятся два наиболее древних храма караимов (кенасы). Там же распологались ханский монетный двор, которым заведовали караимы и, основанная ими в 1731 г. первая типография в Крыму. В Крымском ханстве караимы пользовались самоуправлением, были освобождены от многих налогов и податей. После присоединения Крыма к Росии, когда край умиротворяется, караимы расселяются в других городах Крыма: Ялте, Симферополе, Севастополе, Евпатории (большая община здесь существовала с конца XVI в.). Русское првительство предоставило караимов все права русских граждан, а также ряд льгот. Проявив верность российскому престолу в Крымской войне, и оказав значительную помощь войскам, по завершении военных действий караимы на льготных условиях приобретают поместья, угодья, сады, виноградники, промыслы. Народившейся буржуазии Крым не дает полной реализации своего потенциала. Поиски новых рынков сбыта и стремление к европейскому образованию вынуждает состоятельных караимов переселяться в крупные города России: Москву, Санкт-Петербург, Киев, Одессу, Херсон, Харьков, Екатеринослав и др. До 1917 года в России существовало 40 караимских общин. Общая численность караимов достигала 13 000 человек. События первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн сильно повлияли на сокращение численности караимов. С 1837 года Евпатория является духовно-административным центром караимов России. До установления советской власти в городе действовали два храма, духовное училище, религиозная школа, два ремесленных училища, национальный музей и библиотека, типография, приют, выходил печатный орган. Государственная политика духовно-культурного геноцида привела к тому, что к 30-м годам XX века все караимские учреждения ликвидируются. В настоящее время численность крымских караимов во всем мире не превышает 2000 человек. На Украине – 1100. В Крыму – 800. В Евпатории – 250. Храмовый комплекс крымских караимов (караев) состоит из здания Большой и Малой кенаса (молитвенных домов), здания религиозной школы, благотворительной столовой, хозподворья и нескольких внутренних двориков. Издавна являлся центром компактного проживания караимов в Евпатории. С 1837 года – духовный центр караимов России. Замысел создания комплекса возник в конце XVIII века. Разрешение на сторительство было получено в 1803 году. В 1805 году окончено строительство Большой кенаса. В 1815 году на месте старого храма построена Малая кенаса. В 1900 г. сооружен портал главного входа. В 1921 г. оба храма были закрыты. В 1942 г. была открыта Малая кенаса, тогда же построена благотворительная столовая. Последнее закрытие храма состоялось в 1959 г. В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, БТИ, краеведческий музей. Здание Малой кенаса восстановлено силами караимов в 1999 г. Освящение состоялось 4.09.99 г. Комплекс кенас – памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. Караимский язык "По фонетическим, грамматическим и лексическим особенностям караимский язык весьма близок из древних тюркских языков к половецкому, а из современных – к карачаево-балкарскому, кумыкскому, крымско-татарскому и другим кыпчакским языкам. Данные караимского языка указывают на то, что караимы последовательно входили сначала в состав таких племенных союзов как хуннский, булгаро-хазарский, узо-печенежский, и только позже - в кыпчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком, основные черты которого караимы сохранили и в современных диалектах. Определяя место караимского языка среди тюркских языков, его по основным признакам следует отнести к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Караимский язык с исторической точки зрения представляет значительный интерес, т.к. фонетическая его структура, лексика и грамматический строй сохранили следы древнейшего состояния тюркских языков… Древние элементы характерны также и для лексического состава караимского языка, который содержит значительное количество слов, характерных только для древних тюркских языков, в первую очередь, половецкого, - это, в частности, слова из области сельского хозяйства, пчеловодства, военного дела, замещенные в других тюркских языках заимствованиями из персидского, арабского и других. Старый город На наш взгляд, главной достопримечательностью Евпатории является ее Старый город. Сами узкие кривые улочки и старинные домики несут в себе атмосферу минувших веков. Кажется, что 100 или 200 лет назад здесь все было именно так. Обязательно выделите хотя бы час, чтобы сходить туда, если, конечно, вы там уже не поселились. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: evpator (06.07.2009) | |
Просмотров: 2437 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |